МКДОУ "УЛАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД"РОМАШКА"

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Подвижные игры летом.

Чем заняться с детьми,  это, пожалуй, самая насущная проблема, которую ежедневно приходится решать воспитателям в детских садах. При буйной детской энергетике, которая постоянно просится наружу, одними уроками не обойтись. Педагоги детских дошкольных учреждений  давно нашли самое эффективное  решение вопроса, оно находится в подвижных играх в ДОУ. Активная физическая деятельность, заключенная в игровые рамки, развивает в ребенке массу положительных качеств, таких как сообразительность и ловкость. О веселье и детском задоре, присутствующих  при их проведении, говорить излишне.

 Подвижные игры в ДОУ отличаются от активных занятий дома или во дворе тем, что в них может быть задействовано большое количество детей.  Особенно  удобно проводить время в активном движении летом, на открытой площадке во время прогулки  .

Огромное  количество подвижных детских игр, используемых в ДОУ, взято из фольклора.

Перед вами два примера народных подвижных игр, которые отличаются  легкостью проведения: 

Овцы и волк (из каталога русских народных игр).

Правила: Нужно выбрать 2-х ребят, один из которых будет пастухом, второй – волком, остальные – овцы. На площадке с противоположных сторон проводят  2 линии, это границы овчарен. Сюда волку хода нет. Все овцы располагаются сначала в одной овчарне. Примерно посередине поля прочерчивают окружность, это волчье логово, где он и располагается.  Игра начинается со слов «овец», призывающих пастуха заиграть в рожок: «Гони стадо в чисто поле, погулять хотим на воле». У «пастуха» в руках дудочка, он начинает  играть,  в это время «овцы» разгуливают по полю, то  есть по площадке. Волк следит за ними, ожидая, когда «пастух» прокричит слово «Волк». Задача «овец» – добежать до противоположной стороны, в другую овчарню. Задача  «волка» –  задеть одного из игроков. Задача «пастуха» – – защищать стадо, загораживая путь хищнику (руками волка не трогать, только заслонять «овечек»). Те овечки, которые попались в лапы волку, выходят из игры.

Свечка (из каталога  русских народных игр).

Правила: Дети встают на площадке, образуя круг. В  центре круга находится водящий с мячом в руках. Подкидывая мяч высоко вверх, он кричит слово: «Свечка!»  Пока  мяч в воздухе, дети разбегаются в разные стороны, стараясь убежать подальше. Когда  мяч оказывается в  руках у водящего, он кричит:  «Стоп», дети останавливаются. Задача водящего состоит в том, чтобы попасть  мячом в одного из игроков, не покидая  своего первоначального положения. Если попытка удастся, водящим становится тот игрок, в которого попали мячом.

Перечень подвижных игр в ДОУ с народным оттенком огромен, поэтому у воспитателей нет проблем с их выбором.

В каждой группе детского сада есть, по крайней мере, три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе  игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим, выполнять игровые действия точно, быстро, но аккуратно. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них.

С детьми этой группы можно организовать игры, где необходимо выполнить достаточно сложные  для дошкольника действия  (игра «Черепаха-путешественница»), либо  проявить максимум ловкости (игра «Капканы»), либо совершать простые действия, но результат игры будет зависеть не от скорости, а от точности и аккуратности действий (игры «Водолей», «Городки). При проведении игр необходимо постараться показать детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Черепаха-путешественница

Черепаха – медлительное животное. Попробуйте двигаться быстро, если у вас на спине настоящий дом-панцирь. И все же черепаха преодолевает большие расстояния, путешествуя по пустыне. Для этой игры каждой команде понадобиться таз (металлический или пластмассовый). Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь-таз. Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а, следовательно, медленно, как черепаха. Иначе есть риск остаться без панциря, а для черепахи это равносильно гибели. Когда игрок доползет до старта, с него снимают черепаший панцирь и устанавливают его на спине другого участника.

Капканы

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами.  В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни  в один капкан.

Водолей

Этот знак Зодиака изображают в виде юноши, льющего воду из кувшина. В игре тоже придется лить воду, а точнее – переливать. И не из кувшина, а из одной бутылки в другую. Поэтому приготовьте для каждой команды  по две пол-литровые бутылки  с узким горлышком. Одну из них наполните водой, а вторую установите  на табурете рядом с поворотной отметкой. Как только будет дан старт, первый участник бежит с полной бутылкой к поворотной отметке и там как можно быстрее переливает ее содержимое в пустую бутылку, не пользуясь никакими подручными средствами (например, воронкой). На табурете остается пустая бутылка, а «водолей» возвращается к команде и передает полную бутылку следующему игроку. Когда все участники команды побывали «водолеями», судьи подводят итоги: какая команда потеряла меньшее количество воды. Более быстрая и более умело льющая воду команда становится победителем.

Дети второго типа

 Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, где результат зависит от скорости и аккуратности движений , от сосредоточенности и ловкости (игры «Городки», «Рыбак и рыбки»), либо от развития психических процессов (памяти, внимания, требующихся в игре «Водяной»).

Каждая игра имеет свою игровую задачу и именно ею воспитателю необходимо увлечь ребят. Вместо дежурных слов «А сейчас мы будем играть в …» можно «нарисовать» перед детьми яркую картину предстоящего действия. Иногда полезно сыграть на самолюбии детей, выразив сомнение в их силе и ловкости. Тогда в конце игры надо не забыть признать ошибочность своих сомнений, похвалив  смелость, ловкость, быстроту и точность движений каждого ребенка. Таким образом, детское самоощущение проходит несколько этапов: «Я хочу, но боюсь», «Я попробую, вдруг получится», «У меня получилось! Я хочу попробовать еще раз», «Меня похвалила воспитатель, значит у меня действительно хорошо получилось», «Я хочу поиграть в другие игры, вдруг я выиграю», «Я выиграл, следовательно, я способный. Я могу! У меня получится!».

  Водяной

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Дедушка Водяной,

Что сидишь под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает  и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то  они меняются ролями и игра продолжается.

 Городки

Принцип игры аналогичен боулингу. На расстоянии 8-10 метров от стартовой линии устанавливаются вплотную кегли, кубики, коробки или пластиковые бутылочки с песком в количестве 5 штук. Каждый участник команды получает право на один бросок, после которого мяч  переходит к следующему игроку. За каждый сбитый предмет игрок получает 1 очко. Все сбитые мишени устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий, т.е. набравшая больше очков.

 Можно менять варианты бросания мяча: его можно катить рукой или  ногой, бросать обеими руками из-за головы.

Рыбак и рыбки

Дети встают в круг – это  рыбки; в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Длина скакалки должна быть больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит  удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку  в тот момент, когда  она приближается к их ногам. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если прыгнуть раньше или позже, то скакалка запутается вокруг ног, и тогда рыбка считается пойманной и выбывает из игры. Побеждает самый внимательный ребенок –  кто дольше всех продержался.

Дети третьего типа

Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры у них присутствует страх не справиться с заданием, поэтому, чтобы не ощущать свою неумелость, эти дети придерживаются тактики невмешательства в коллективные игры сверстников.

Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Поэтому для нормального психического и личностного развития этих детей необходимо сначала включать их в игры с двумя-тремя  медлительными детьми  или младшими по возрасту, а потом в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников поактивнее.

Как правило, у этих детей занижена самооценка и  педагогу потребуется больше времени, чтобы ребенок в своих самоощущениях перешел от мысли «Я хочу, но боюсь» к осознанной уверенности «Я могу! У меня получится!». 

Игры «Художники», «Белочка с орехами», «Каракатица», а также «Городки» наиболее подходящие для детей данной группы, так как их можно проводить с минимальным количеством детей, они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости. Когда дети освоятся в этих играх, усложнять надо не содержание игр, а включать в состав участников игры одного или двух  более сильных игроков, чтобы темп игры постепенно наращивался.

 Художники

Художник обычно имеет дело с красками, но раз сегодня у нас водные эстафеты, то мы будем рисовать картину разноцветной водой, а  кисточку мы заменим ложкой. В 2-3 метрах от старта крепится белое полотно 50Х50 см, а на линии старта располагаются  несколько стаканов с подкрашенной в разные цвета водой.  В руках у первого участника ложка, т.е. кисть. Игрок зачерпывает ложкой любую краску, бежит к холсту и выливает на него подкрашенную воду. Побеждает та команда, чей холст быстрее превратиться в разноцветную картину без единого белого пятнышка.

Белочка с орехами

Белка – пушистый, подвижный и очень ловкий зверек. Она прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести грибы, ягоды и орехи. Для этой игры приготовьте для каждой команды по 5-7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному мячу.  Обручи расположите в шахматном порядке на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача «белочек» пронести орех (мяч), прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), сначала до поворотной отметки и затем обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает  «орех» следующей «белочке».  Игру можно усложнить, если «орехов» будет два или три, так как удержать их будет сложнее.

 Каракатица

Большинство насекомых и животных передвигаются на четырех конечностях. Когда-то и наши предки передвигались таким же способом. Давайте попробуем, насколько это удобно. Самых распространенных вариантов такого бега существует три: «бег на четвереньках головой вперед», «бег на четвереньках головой назад» (так передвигается рак) и «бег на четвереньках спиной вниз и вперед ногами». Последний самый сложный, но самый смешной и занимательный для детей способ.  Попробуйте освоить все три варианта и проведите три забега.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: metodist (05.07.2013)
Просмотров: 1019 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Департамент образования и науки Кемеровской области
  • Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
  • Управление образования Администрации Яйского муниципального района
  • Информационно-методический центр http://kuzbassobrnadzor.ru/
  • ГАОУ ДОД КО «Областной центр дополнительного образования детей»
  • ГОУ ДОД «Областная детская эколого-биологическая станция»
  • ГАОУ ДОД КО "Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий"
  • Сеть творческих учителей

  • Копирование материалов сайта без указания автора и активной ссылки на сайт запрещено! © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz